Михаэль Шумахер
Со второй попытки
Команда "Формулы-1" Mercedes GP в среду, 23 декабря, официально подтвердила, что у нее подписан контракт на 2010 год с Михаэлем Шумахером. Знаменитый гонщик станет напарником другого немца, Нико Росберга.
Через неделю, 3 января, Шумахеру исполняется 41 год - возраст по меркам автоспорта немаленький. С другой стороны - и не беспрецедентный. Так, в 1950-х годах Хуан-Мануэль Фанхио начал свои выступления в чемпионате мира в 39 лет (до этого никакой "Формулы-1" попросту не было), и это не помешало ему выиграть пять чемпионских титулов и стать одним из самых успешных гонщиков всех времен.
В бой идут одни старики
Свой последний чемпионат великий аргентинец выиграл в 47 лет, после чего завершил карьеру. К слову, именно Фанхио был самым титулованным гонщиком до Шумахера - почти 50 лет никто не мог сравниться с "Маэстро" по количеству побед. И до сих пор аргентинцу принадлежат большинство относительных рекордов "Формулы-1" - число титулов, побед в гонках и поул-позишн по соотношению к числу проведенных Гран-при.
Конечно, автогонки с тех пор значительно изменились. Выросли скорости и перегрузки, обострилась конкуренция, увеличилось количество этапов чемпионата мира. Да и сами гонщики теперь пилотируют на пределе возможностей своего организма. Однако спортивная медицина тоже не стоит на месте - современные системы тренировок позволили значительно раздвинуть границы "оптимального спортивного возраста", и за последние 15 лет мы стали свидетелями настоящего бума "ветеранов" во всех видах спорта.
Первые победы
| Если о пяти из семи чемпионских титулов Шумахера в Ferrari знают все, то о двух первых титулах в Benetton помнят лишь поклонники автоспорта со стажем. А ведь те победы были даже более яркими, чем последующие.
В 1994 и 1995 годах болид Benetton уступал в скорости конкурентам из Williams и к тому же имел ряд неприятных особенностей: он был очень строг в управлении, особенно при пустых баках. Чтобы компенсировать эти недостатки, технический директор команды Росс Браун и Шумахер разработали специальную тактику, согласно которой Михаэль отправлялся на трассу с полными баками, а стратегия дозаправок могла варьироваться в зависимости от ситуации. Во многом благодаря этому Шумахер два года подряд уверенно переигрывал лидера Williams Дэймона Хилла. |
|
Если раньше критическим возрастом для спортсмена считались 30 лет, то теперь никто не удивляется атлетам, которые выступают намного дольше - до 35, 40, и даже до 45 лет, и при этом на равных соперничают с молодежью. Уле-Эйнар Бьорндален в биатлоне, Уэйн Грецки в хоккее, Майкл Джордан в баскетболе, Андре Агасси в теннисе - список можно продолжать еще долго.
Шумахер первым в современной "Формуле-1" озаботился своей физической формой и долгие годы оставался самым тренированным спортсменом в автоспорте. На всех Гран-при Михаэля неизменно сопровождал целый грузовик со специальными тренажерами, позволявшими немцу поддерживать оптимальные спортивные кондиции. И даже после завершения карьеры он не переставал тренироваться, пусть и не так интенсивно, как в годы профессиональных выступлений в автогонках.
Вообще, ахиллесовой пятой Шумахера перед окончанием его карьеры в 2006 году считалась вовсе не спортивная форма, а мотивация. В скорости и физической подготовке немец по-прежнему мог соперничать с любым молодым и быстрым гонщиком, однако бесконечные победы в гонках приелись даже ему самому. По-крайней мере, так считали эксперты и журналисты.
Пять лет подряд, с 2000 по 2004 год, Шумахер за рулем машин Ferrari доминировал на трассах чемпионата мира, побив львиную долю рекордов "Формулы-1". В 2005 году ситуация неожиданно изменилась - борьбу за титул повели молодые Фернандо Алонсо из команды Renault и Кими Райкконен из McLaren. И хотя главной причиной неуспеха Михаэля стал неудачный болид итальянской команды, журналисты тогда впервые заговорили о том, что Шумахер устал от побед и у него больше нет желания бороться.
Однако в 2006 году немец доказал, что все еще способен конкурировать на самом высоком уровне. Несмотря на преимущество машин Renault в первой половине сезона, Шумахер смог навязать борьбу Алонсо, выиграть семь Гран-при, и лишь сгоревший двигатель в предпоследней гонке сезона лишил его возможности уйти из "Формулы-1" в ранге действующего чемпиона мира.
О решении Шумахера оставь "Формулу-1" стало известно в середине 2006 года, когда борьба за титул была еще в самом разгаре. По мнению многих специалистов, влияние на пилота также оказала и его семья: якобы Михаэль пообещал своей жене Коринне, что оставит автогонки и будет больше времени уделять детям. Вспоминали и слова основателя компании Ferrari Энцо Феррари: "После свадьбы скорость гонщика падает на секунду на круге, и еще по секунде он теряет с рождением каждого ребенка".
Однако после завершения карьеры выяснилось, что заняться Шумахеру... нечем. За время своей карьеры немец заработал гораздо больше денег, чем мог бы потратить: его суммарные доходы за 15 лет в "Формуле-1" превысили миллиард долларов. Этот "рекорд" лишь в 2009 году смог повторить гольфист Тайгер Вудс.
Шумахер продолжил сотрудничество с Ferrari в роли консультанта команды и вел активную общественную деятельность - в частности, он стал представителем FIA по безопасности дорожного движения. Позже Михаэль принимал участие в доводке дорожных автомобилей Ferrari, участвовал в рекламных акциях, однако после двадцати лет, посвященных автоспорту, этого было слишком мало.
Работа на мостике Ferrari большого удовольствия Шумахеру не доставляла.
Михаэль даже попробовал выступить в некоторых соревнованиях, чаще всего за рулем спортивных мотоциклов, выступал на разнообразных "гонках звезд" и даже пытался встать на командный мостик Ferrari F1. Однако с каждой такой попыткой наблюдателям становилось все очевиднее, что немец напрасно пытается заполнить ту пустоту, которая образовалась в его душе после ухода из больших гонок.
Второе дыхание
Возвращение семикратного чемпиона мира можно считать следствием цепочки случайностей. В 2009 году авария Массы заставила итальянскую команду срочно искать замену бразильцу, и выбор пал на Шумахера. Перед такими обстоятельствами не смогла устоять даже Коринна.
Из-за травмы шеи, полученной Михаэлем прошлой зимой, от возвращения в гонки пришлось отказаться, однако тесты за рулем машины "Формулы-1" помогли Шумахеру понять, что он не утратил ни желания, ни возможности выступать в чемпионате мира.
"До недавнего времени я был твердо убежден в том, что я закончил свою гоночную карьеру в Ferrari, - сказал Михаэль после подписания контракта с Mercedes. - Но иногда все меняется очень быстро и неожиданно, в один момент. Честно говоря, мои представления о финале карьеры пошатнулись летом, после неудачной попытки возвращения. Я сам удивился, насколько быстро и насколько сильно мне захотелось снова выступать в чемпионате. Видимо, мои батареи за последние три года полностью зарядились".
Затем компания Mercedes-Benz, которая поддерживала Михаэля в начале его карьеры, решила вернуться в "королеву автоспорта" с собственной командой. Да не просто с командой, а с коллективом, возглавляемым Россом Брауном, с которым Шумахер выигрывал чемпионаты и в Ferrari, и в Benetton. "Когда благодаря Россу появился вариант с Mercedes GP, - сказал Михаэль, - я заметил, что старая мотивация во мне проснулась с удвоенной силой".
Все эти события, словно пазл, сложились в единую картину, смысл которой сводился к возвращению легендарного немца в "Формулу-1". И единственным элементом, который мог помешать этому возвращению, было здоровье немца, а точнее - состояние его шеи.
Но после того как выяснилось, что травма шейных позвонков, серьезно поврежденных год назад при падении с мотоцикла, окончательно залечена, контракт между Шумахером и Mercedes GP стал настолько очевидной реальностью, что некоторые газеты объявили о нем раньше, чем были подписаны все необходимые бумаги.
"Физически я чувствую себя абсолютно готовым, - заявил знаменитый немец. - Еще летом я видел, как быстро мой организм возвращается к нужным кондициям, и с тех пор я постоянно тренировался. Сейчас шея меня совершенно не беспокоит. У меня есть специальные тренажеры, благодаря которым я могу тренировать шейные мышцы где угодно. Летом это не сработало лишь потому, что с момента аварии прошло всего пять месяцев и восстановление еще не совсем закончилось. Но теперь я в порядке".
При этом трудно сказать, какое событие важнее: то, что возвращение Шумахера все-таки состоялось, или то, что вернуться Михаэль решил именно в Mercedes. "Как-то в апреле 1991 года, вскоре после того, как я возглавил Mercedes Motorsport, я стоял на балконе, а за спиной у меня находился Михаэль, - вспоминает руководитель спортивного отделения немецкого концерна Норберт Хауг. - И вдруг он тихо, но без тени сомнений в голосе, сказал: "Пришло время для моего появления в "Формуле-1". Тогда ему было всего 22 года, и через четыре месяца он дебютировал в Спа за "Джордан". Тогда Mercedes помог ему, а остальное стало историей: семь чемпионских титулов и 91 победа в Гран-при - больше, чем у любого другого гонщика".