Выбираем автомагнитолу Что в первую очередь делает подавляющее большинство автолюбителей, приобретя новый автомобиль? Правильно, устанавливает «музыку». Многокилометровая пробка, дальняя дорога — хорошая мелодия поможет скоротать время, сделать путешествие не столь утомительным. Так что же предлагает нам современная музыкальная промышленность? Начнем с автомобильных головных устройств или ресиверов. Впрочем, большинство автомобилистов по старинке называют их автомагнитолами, а то и вовсе «головами». Кассета плюс тюнер? Уже нет! В конце девяностых слово «автомагнитола» однозначно ассоциировалось с кассетным плеером, совмещенным с радиоприемником. Такие устройства выпускаются и сейчас, причем некоторые из них стоят весьма недорого. Это хороший выбор, если у вас есть большой запас компакт-кассет с любимой музыкой, а компакт-диски вы практически не покупаете. Или покупаете, но сразу переписываете на привычные и любимые кассеты. Но будем реалистами — кассеты уже давно вчерашний день. Музыкальная индустрия окончательно и бесповоротно перешла на компакт-диски. Так что, несмотря на архаичное название, современная автомагнитола — это проигрыватель компакт-дисков с цифровым тюнером. Но на этом прогресс не остановился. Несколько лет назад в нашу жизнь вошел формат MP3*. Его поддержка появилась в музыкальных центрах и DVD-проигрывателях, за счет него образовался новый класс бытовой электроники — портативные MP3-плееры. Естественно, не могли остаться в стороне и гранды автомобильного звука. Все больше автомагнитол «умеют» воспроизводить записи в формате MP3. Так что, если вы счастливый обладатель компьютера, обратите внимание на эту особенность. *Подробнее о преимуществах и недостатках MP3 вы можете прочитать в журнале «Потребительский компас» № 1 за 2006 год. Дешево или дорого? Первый вопрос, который встает перед любым не очень искушенным автолюбителем: какую сумму потратить на музыкальное «дооснащение» автомобиля? Все зависит от ваших запросов. Что нам нужно, чтобы слушать музыку в автомобиле? По минимуму — головное устройство (автомагнитола) да пара акустических систем (в просторечье динамиков). Плюс грамотный установщик, который все это смонтирует так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги. Естественно, истинный меломан только поморщится, услышав о таком варианте. Чтобы превратить свой автомобиль в музыкальный зал на колесах, добавьте хорошие усилители, несколько колонок и не забудьте про сабвуфер. Мало одного компакт-диска? Что ж, можно добавить CD-чейнджер дисков так на 10 и DVD-проигрыватель с жидкокристаллическим экраном… Как известно, совершенства в этом мире нет. Только нужно ли вам все это? Адекватно оцените свои финансовые возможности и не забудьте тот факт, что салон автомобиля по своим акустическим характеристикам очень далек от зала консерватории. Но не надо впадать и в другую крайность. Конечно, есть пятидолларовые безымянные «кассетники» полуподпольных китайских «фирм», но этот вариант с чистой совестью можно считать экстремальным — через неделю либо само сломается, либо вы выдерните с потрохами, не выдержав издевательств над собственными ушами. Немного «теории» Как это ни банально звучит, но автомагнитола предназначена для установки в автомобиль. Этот факт накладывает некоторые ограничения на конструктивные особенности устройства. Первое, на что стоит обратить внимание, это монтажный размер. У большинства автомобилей (включая все отечественные) он равен 1 DIN (ширина 178 мм, высота 50 мм) — именно такой и должна быть магнитола. Изредка встречаются модели двойной (2 DIN) или полуторной (1,5 DIN) высоты. Для нормального монтажа им требуется соответствующее посадочное место на «торпедо» автомобиля. При монтаже автомагнитолы к ней надо подвести питание, подсоединить акустические системы, кабель от антенны. Если вы хотите, чтобы в темное время суток дисплей устройства автоматически светился «вполнакала», требуется сообщить автомагнитоле и о включении фар. Облегчить подключение способен специальный ISO-коннектор, объединяющий в одном разъеме все необходимые провода. Впрочем, если его нет, ничего страшного — один раз можно и повозиться, подсоединив все разъемы по отдельности, тем более что далеко не каждый автомобиль оборудован ответной частью ISO-коннектора. К сожалению, магнитола — вот она, виднеется через окно, — так и притягивает к себе воришек. Конечно, можно каждый раз ее вынимать и забирать с собой (такой вариант с использованием специальных салазок был популярен лет десять назад), но гораздо проще снять и унести переднюю панель, на которой сосредоточено управление всеми функциями. Практически все современные устройства (за исключением уж самых дешевых) предлагают именно такой вариант решения проблемы краж. Но есть и исключения. Часть дорогих моделей оборудована панелями-перевертышами, которые, поворачиваясь, имитируют снятую переднюю панель. Конечно, это удобнее, да и неопытный воришка может купиться на эту хитрость, только вот профессионал сразу распознает данный «трюк». В общем, не лучшее решение. Так что же выбрать? Попробуем ответить на этот вопрос, по ходу рассказывая о технологиях, тонкостях и нюансах, свойственных тому или иному классу устройств. Бюджетный компакт-диск Хотя кассетные автомагнитолы стоят дешевле аналогичных по характеристикам головных устройств с возможностью проигрывания компакт-дисков, начнем мы все же с последних. Мало кто из современных автолюбителей согласен возить с собой ворох компакт-кассет только ради того, чтобы сэкономить несколько долларов на покупке магнитолы. Тем более что цены на устройства с воспроизведением CD начинаются от 50 долларов. Что вы получите за эти деньги? Конечно, рассчитывать на «навороченный» аппарат с массой функций не стоит, но основные возможности реализованы вполне грамотно. Так, практически любой проигрыватель компакт-дисков позволяет перейти к выбранному треку, воспроизвести композиции в случайном порядке и вернуться в начало диска по окончании воспроизведения. Из сервисных функций можно отметить три почти стандартные, присутствующие в большинстве головных устройств: автоматическое включение проигрывания при вставке диска, пассивная (без включения питания) выгрузка диска и автоматическое убирание диска внутрь, если его забыли вынуть из устройства. Учитывая наши далеко не ровные дороги, важным становится наличие «мощного» антишока, иначе «заиканий» при воспроизведении дисков не избежать. Определенное внимание стоит уделить и «всеядности» привода — он должен без проблем воспроизводить не только фабричные, но и самостоятельно записанные носители. Тюнер бюджетной автомагнитолы, как правило, обладает средней чувствительностью и рассчитан на прием сигналов в диапазоне средних (AM) и ультракоротких (FM) волн. Последний — нередко расширенный (УКВ+FM), так что вы сможете принимать радиостанции и в «нижнем» диапазоне, вещание в котором велось во времена CCCP. Правда, стереоприем возможен только на FM, но, учитывая практически «мертвый» эфир УКВ, это не столь актуально. Имеется автоматическая настройка, заполняющая банки памяти радиостанций. А вот декодер RDS (позволяет получать информацию о типе передачи — новости, информация о пробках, музыкальная стилистика и т.д.) и возможность принудительного переключения в монофонический режим (спасает от «хрипов» при неуверенном приеме) — скорее исключение, чем правило. К тому же большинство тюнеров имеют «американскую» частотную коррекцию, что ведет к завалу на высоких частотах. Впрочем, последний недостаток легко исправить регулятором тембра. Только не путайте «американскую» частотную коррекцию с «американским» — более широким — шагом настройки! Если к вам попал аппарат, выпущенный для США, вы не сможете поймать половину радиостанций, так как в России вещание ведется в европейской — более узкой — сетке FM-эфира (к счастью, большинство современных моделей позволяют выбрать шаг настройки через меню). Что касается «звуковой» составляющей, то присутствует ручная регулировка тембра верхних и нижних частот, плюс несколько пресетов эквалайзера (классика, джаз, рок и т.д.). Некоторые современные модели, несмотря на бюджетность, оборудованы тонкомпенсацией (при уменьшении уровня громкости осуществляется подъем верхних и нижних частот, что субъективно сохраняет насыщенность звучания). В устройствах данной ценовой категории стандартом де-факто стал четырехканальный встроенный усилитель (фронт плюс тыл) с пиковой мощностью до 40—50 Вт на канал. Долговременная (или музыкальная, когда искажения находятся в разумных границах) мощность, конечно, скромнее и не превышает 20 Вт. У большинства моделей присутствует одна пара линейных выходов, возможность управления CD-чейнджером не предусмотрена. В общем, законченное головное устройство для не очень притязательных слушателей. Осталось докупить акустические системы, и можно устанавливать в автомобиль. Разумеется, низкая цена влечет за собой некоторые компромиссы в качестве звучания. Большинство аппаратов отличаются не очень уверенным воспроизведением низких частот. При использовании обычных акустических систем это будет практически незаметно, но при подключении сабвуфера на глубокий бас можно не рассчитывать. Как правило, не идеален и уровень шумов — придирчивому слушателю он может показаться слишком высоким. Впрочем, если аппарат известной фирмы, можете быть уверены — серьезных «проколов» в качестве звука не будет. Учитывая цену, большинство представленных моделей производятся под южно-азиатскими или российскими брендами (рис. 1). Рис. 1. Бюджетная CD-магнитола URAL RCD-11SA Ну а как быть, если вы обладатель обширной коллекции MP3? Переводить их в традиционные Audio-CD? Совсем не обязательно! Использование современной элементной базы позволило многим производителям выпустить весьма доступные CD-магнитолы с воспроизведением MP3.
Примером могут служить изделия южноазиатских Daewoo, Hyundai, LG… Они всего долларов на 20 дороже своих более простых «собратьев». Не намного больше стоят и весьма популярные головные устройства Prology Прекрасно оснащенная для своей цены CD/MP3-магнитола Prology CMD 120 Недорогая магнитола с MP3 Именно таков идеал головного устройства для большинства современных автолюбителей. Чем подобные изделия отличаются от своих более дешевых «собратьев»? В первую очередь, сервисными функциями. Так, в диапазоне от 100 до 150 долларов уже можно рассчитывать на пульт дистанционного управления (опциональный или в комплекте), некоторые модели имеют ручной либо автоматический диммер (уменьшение яркости дисплея в ночное время). В тюнере, как правило, реализован прием сигналов RDS, нередко его можно принудительно перевести в монофонический режим. Более богаты и режимы эквалайзера (помимо пресетов часто имеется и графический эквалайзер). Во многих устройствах есть две пары линейных выходов либо дополнительный выход на сабвуфер (со встроенным фильтром). Лучше, пусть и не кардинально, качество звука: не столь заметен завал в области низких частот, меньше уровень шумов. При выборе магнитолы этой «весовой категории» уже можно (и нужно!) ориентироваться на бренды, известные своей аудиотехникой, — Clarion, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Prology, Sony…
Основное внимание — звуку Если вы придирчивый слушатель, вам следует обратить внимание на головные устройства со стоимостью около 200 долларов и выше. В них сочетаются богатство функциональных возможностей с высоким качеством звука, а цена доступна большинству автолюбителей. Часто в эту категорию попадают изделия, бывшие некоторое время назад топовыми в линейке производителя, есть аппараты, изначально нацеленные на эту нишу. На что можно рассчитывать, покупая подобную автомагнитолу? Как минимум, на полную реализацию всех перечисленных выше функций. То есть будет не меньше двух пар линейных выходов, плюс у некоторых моделей отдельный выход на сабвуфер. Часто присутствует и линейный вход. Большинство аппаратов «умеют» управлять CD-чейнджером, как правило, имеются диммер и пульт дистанционного управления. Если говорить о радио, то тюнер обладает заметно лучшей чувствительностью по сравнению с более дешевыми «собратьями» и «европейской» частотной коррекцией, сохраняющей «верхи» в неприкосновенности. Практически обязательны RDS и переключение в монофонический режим. А вот «нижнего» УКВ-диапазона может и не быть, зато иногда присутствует расширенный AM (средние и длинные волны). Но главное достоинство этих аппаратов, помимо лучшего качества звука, — широчайшие возможности по его настройке. Так, выходы, скорее всего, оборудованы электронными кроссоверами (фильтрами, позволяющими настроить частоту среза, что полезно для построения правильной звуковой картины в автомобиле), а на сабвуферном выходе эта регулировка есть всегда. В большинстве моделей все пресеты эквалайзера можно подстроить под себя. Плюсом может считаться и параметрический эквалайзер, имеющийся в некоторых изделиях. В отличие от обычного — графического (полосного), где частоты жестко заданы, он позволяет самостоятельно задать регулируемую частоту и указать ширину (добротность) полосы регулировки — хорошее подспорье при настройке звука. Звуковой процессор — почти обязательный атрибут этого класса головных устройств. Правда, возможности его от модели к модели различны. Самые «продвинутые» аппараты этого ценового диапазона позволяют, например, «приподнять» звуковую картину, расположив ее на высоте ушей слушателя, отрегулировать задержки сигналов между каналами, чтобы точно спозиционировать звук на кресло водителя, автоматически корректировать громкость в зависимости от уровня внешнего шума… В общем, все зависит только от фантазии разработчиков. Поскольку достаточно дорогие магнитолы нередко работают в паре с внешними усилителями, часть моделей «умеют» отключать встроенные. Действительно, зачем понапрасну греть воздух? Так что же выбрать? Игроки все те же — Clarion, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Prology, Sony (рис. 4) плюс к ним добавляются Alpine, Blaupunkt, Nakamichi, специализирующиеся на автомобильном звуке высшего качества.
Высшая лига Интересно, что такого можно улучшить в автомагнитоле, чтобы поднять ее цену до 450—500 долларов? Оказывается, многое. Это и графический дисплей высокого (по меркам экрана магнитолы, конечно) разрешения, способный отображать (и загружать с компьютера!) графику и анимированные заставки, это и поддержка Flash-карт, как еще одного носителя музыкальной информации, это и продвинутые режимы звукового процессора, позволяющие регулировать все и вся. Ну а внешний вид! При взгляде на переднюю панель сразу видно, к какому ценовому диапазону относится данное устройство — ведь фактор престижа при покупке подобной техники играет далеко не последнюю роль. Впрочем, есть функции и уникальные. Так, производитель может предусмотреть сопряжение головного устройства со штатной системой управления автомобиля (пусть и через специальные переходники, но результат-то не хуже) и отображение режимов работы на дисплее транспортного средства. Некоторые аппараты умеют взаимодействовать с сотовым телефоном по протоколу Bluetooth… В общем, все, что пожелаете, за ваши деньги! Давать какие-либо рекомендации в этом классе устройств занятие неблагодарное — все аппараты звучат если и не идеально, то очень близко к этому. Пристрастия определяются скорее личными вкусами. Кому-то нравится «прямолинейность» Pioneer, кто-то считает, что идеальна «мягкость» Kenwood, а для кого-то нет ничего лучше «честности» Blaupunkt… В общем, высшая лига!
|